Однотактный ламповый усилитель на двух 6П3С, 6Н8С.

Принципиальная электрическая схема усилителя:

ламповый усилитель на 6П3С

Из возможных вариантов мы предпочли усилитель на выходных лучевых те­тродах 6ПЗС в триодном включении. Этот аппарат явился прототипом серий­ной модели "Avant Electric Nostalgia". отличающейся от него некоторыми до­работками. вызванными, в частности. технологическими требованиями серий-нот производства. Основные технические параметры усилителя: выходная мощность 7 Вт при коэффициенте нелинейных иска­жений 6%, чувствительность 0,4 В, по­лоса рабочих частот на полной мощно­сти не хуже 12 Гц - 30 кГц без ООС. Выходная лампа 6ПЗС была выбрана нами, во-первых, за ее доступность и низкую (около 20 рублей на питерском радио рынке) цену. Во-вторых, за доста­точно высокую линейность в триодном включении я многообещающий спектр гармоник (относительно высокая вторая гармоника и низкая третья). Напомним, что эта лампа, точнее ее прототип 6L6, разрабатывалась специально для ис­пользования в звуковых трактах. И в-третьих, за ее теплое (тут самое время вспомнить про спектр гармоник) и — все-таки не обойтись без этого слова — "музыкальное" звучание, даже в сравне­нии с такими серьезными соперниками, как EL34 и 6550, Два относительных не­достатка этой лампы в триодном вклю­чении — небольшую выходную мощ­ность (3,5 Вт) и достаточно высо­кое внутреннее сопротивление (около 1.5 кОм) — мы преодолели, включив две лампы параллельно. Следует заметить, что среди российских радиолюбителей распространено необоснованное, на наш взгляд, мнение о недопустимости параллельного включения ламп. Не же­лая углубляться в дискуссию на эту те­му, привезем простой пример. Один из самых дорогих (как-никак 330 тысяч долларов) усилителей всеми уважаемой фирмы "Audio Note", а именно "Gaku-Оn", имеет на выходе две включенные параллельно лампы, что вовсе не меша­ет его счастливым обладателям наслаж­даться музыкой. Так или иначе, вклю­чив параллельно лампы 6ПЗС, мы полу­чили внутреннее сопротивление 750 Ом и 7 Вт триодной мощности. Ну чем не "трехсотка"?! Схема одного канала усилителя при­ведена на рисунке (с. 187). Рассмотрим ее подробнее. Входной каскад, он же драйвер, вы­полнен по схеме с динамической на­грузкой (SRPP) на одном из лучших отечественных малосигнальных трио­дов 6Н9С, Применение SRPP объясня­ется не каким-то нашим особым распо­ложением к таким каскадам, а тем, что мы попробовали разные варианты (один триод с анодной нагрузкой, па­раллельное включение двух триодов и т. п.) и остановились на SRPP. как на обеспечившей наилучшее, по нашему мнению, качество звучания. Выходной каскад, как упоминалось выше, выполнен на двух лучевых тетро­дах 6ПЗС в триодном включении. Для того чтобы свести к минимуму нелиней­ные искажения, выходные лампы подо­браны парами по анодному току и кру­тизне с точностью 1,5% и при необходи­мости заменяются тоже парами. Тем, у кого нет возможности подобрать лам­пы, советуем не расстраиваться и ис­пользовать те лампы, которые есть (же­лательно все же из одной партии), так как разброс параметров ламп приводит к росту в основном второй гармоники, что не должно радикально ухудшить звучание. Выбранные нами режимы ра­боты выходных ламп могут, на первый взгляд, вызвать недоумение. В част­ности — напряжение на второй сетке, почта на 100 В превышает величину, указанную в справочнике, В свое оправ­дание мы сошлемся на статью [4], где доказывается возможность применения пентодов и лучевых тетродов в триодном включении с превышением некото­рых справочных режимов без сущест­венного снижения ресурса работы ламп. Наш многолетний опыт работы с лампами это подтверждает, к тому же стои­мость 6ПЗС не столь велика (в отличие от, скажем, .300В), и замена даже всего комплекта ламп один раз в несколько лет вряд ли заметно скажется на чьем-то бюджете. Нагрузкой выходного ка­скада служит трансформатор. Выходной трансформатор, конечно же, является важнейшим элементом конструкции. От него зависит, пожа­луй, не меньше, чем от выходной лам­пы. В нашем варианте он выполнен на Ш-образном сердечнике из трансформаторной стали толщиной 0,35 мм (вполне подойдет н ШЛ-сердечннк на стали Э310-330), ширина среднего стержня 25 мм. высота табора 40 мм, Первичная обмотка состоит из четырех секций по 510 + 1190 + 1190 + 510 витков провода ПЭВ или ПЭТВ диамет­ром 0,28 мм. Между ними расположены три секции вторичной обмотки по 216 витков провода диаметром 0,71 мм. От 130-го витка можно сделать отвод для 4-омной нагрузки. Все секции первичной обмотки соединены последователь­но, вторичной — параллельно. Между обмотками проложена конденсаторная бумага (можно использовать и обыч­ную бумагу) толщиной 0.3 мм. После намотки катушка пропитана техниче­ским воском (смесь парафина и перелина). Сердечник собран: Ш-пластины и I-пластины отдельно, между ними с по­мощью пластины из изолирующего материала выставлен зазор 0.25 мм. Это не единственно возможная кон­струкция выходного трансформатора. вполне допустимо использование других конструкций, например, в по­следние годы получил распростране­ние двух катушечный вариант па ПЛ-сердечнике, имеющий определенные достоинства (впрочем, как и недоста­тки), В таком случае рассчитывать трансформатор придется самому. На­помним, что необходимые для расчета сведения вы можете почерпнуть в [5], а также укажем основные параметры. Прежде всего это сопротивление первичной обмотки по переменному току 2,5-3.0 кОм, а также ток постоянного подмагничивания не менее 120 мА. Единственное предостережение: не используйте сердечники с площадью среднего стержня менее 10 см2 (габа­ритной мощностью менее 150 Вт), ина­че вряд ли вы получите приемлемые характеристики па низких частотах. Блок питания собран па кенотроне 5ЦЗС, что не случайно. Практика пока­зывает, что кенотронное питании способно существенно повысить качество звучания усилителя, какие бы полу­проводниковые диоды вы до этого ни использовали. Неслучайно в самых дорогих моделях применяются именно кенотроны. Для силового трансформа­тора мы использовали магнитопровод Ш25х 50, первичная обмотка содержит 770 витков провода ПЭВ диаметром 0,63 мм. повышающая обмотка - 1340 - 1340 витков провода диаметром 0,315 мм, накальные обмотки - соот­ветственно 19 витков провода 1,25 мм для питания кенотрона, 24 витка того же провода для питания накала выход­ных ламп, и 24 витка провода 0,71 мм для питания накала входных ламп, Можно использовать и другой магнитопровод от трансформатора мощно­стью не менее 150 Вт, произведя расчет самостоятельно. Если изготовление выходных и си­лового трансформаторов представляется вам непосильной задачей, их можно заказать в готовом виде, связавшись с нами по телефонам, указанным в рек­ламном блоке. Все детали установлены на алюмини­евом шасси и соединены между собой с помощью навесного монтажа. Старай­тесь максимально использовать выво­ды самих элементов: там. где их не хва- тает, применяйте провод МГТФ-0.35, особое внимание уделите "земляным" цепям. Основные требования к монтажу: провода должны быть по возмож­ности короткими и ни при каких усло­виях не допустимы замкнутые конту­ры, иначе у вас получится не усилитель. а радиоприемник. Собранная без ошибок схема наст­ройки не требует. Желательно только проконтролировать с помощью тестера напряжения и токи в указанных точках. Если измеренные значения отличаются от приведенных на схеме не более, чем на 10%.— все в порядке. Грубые отли­чия, скорее всего, указывают на ошибку в монтаже или на неисправность како­го-либо элемента. Перед первым включением проверьте монтаж самым тщательным образом. Это избавит вас от острых ощущении. Если при включении ваш усилитель не подал сигналов тревоги (запах гари, искры, громкие щелчки и т. п.), дайте ему прогреться 10-15 минут и присту­пайте к измерениям. При правильном монтаже "земля­ных" цепей уровень фона в ваших АС должен быть достаточно низким. С аку­стической системой чувствительностью 90 дБ он слышен, только если ухо под­нести вплотную к низкочастотному ди­намику В противном случае придется поэкспериментировать с расположени­ем деталей и проводов, что иногда мо­жет занять даже несколько дней. Но так или иначе это решаемая задача, и, сле­довательно, вы с нею справитесь. Теперь затронем такой больной во­прос, как типы применяемых элементов. Почему больной? По этому поводу нам приходилось читать и слышать прямо противоположные мнения, начиная с то­го, что наши отечественные компоненты ничем не хуже (а то и лучше) самых до­рогих и престижных зарубежных. и кон­чая тем. что без " Black Gate" и "Multicap" нечего даже пытаться получить прилич­ный звук. Подробное рассмотрение этих вопросов выходит за рамки статьи, и мы ограничимся лишь некоторыми частны­ми рекомендациями, основанными на нашем личном опыте. Типы элементов, указанные на схеме, гарантируют вам некоторый начальный уровень качества, причем вполне срав­нимый с присущим некоторым недеше­вым зарубежным моделям. А дальше, исходя из ваших вкусов и возможно­стей, попытайтесь подняться на более высокий уровень. Только не требуйте от этой схемы слишком многого, и она вас не разочарует. Итак, начнем по порядку. Потенциометр, стоящий на входе, способен радикальным образом повли­ять на качество звучания. К сожалению, достойной заменой дорогостоящему "ALPS'' может стать разве что ступенчатый аттенюатор, скажем, на основе оте­чественных герконов с золочеными контактами. Не меньшее влияние на звук оказыва­ет и замена переходной емкости. Если у нас есть возможность, советуем попробовать "Multicap RTX" или "Jensen". из­вестные не менее, чем "Audio Note". Они звучат весьма по-разному, но каждый из них, на наш взгляд, заслужил свою вы­сокую репутацию (и высокую стои­мость). При всем пашем патриотизме мы не можем согласиться с теми, кто ут­верждает, будто наши К40У-9 (КБГ, ФТ, ФГТИ и многие другие) лучше (как вариант — не хуже), чем выше­названные "Multicap", "Jensen" и т. п., Предполагаем, что заявления такого рода вызваны недостаточно высоким качеством используемых при тестиро­вании звуковых трактов. В блоке питания прекрасно зареко­мендовали себя наши МБГО (МБГВ, МБГН, МБГЧ, еще лучше КБГ-МН и т. п.), если закрыть глаза на то, что они займут полкомнаты. Несмотря на наше бесконечное уважение к "Black Gate" серии "WKZ", язык не повернется ре­комендовать их в силу запредельной стоимости. Советуем приберечь их для более продвинутых конструкций, а сю­да поставить что-нибудь попроще, на­пример "Rubicon" или "Nichicon". И наконец, если для монтажа вы при­бегнете к какому-либо OFC-проводу известной фирмы (на наш вкус) и при­пою "WBT" или "Audio Note", хуже не станет. Несколько слов по поводу акустиче­ских систем, которые могут использоваться с этим усилителем. Говорят, что только высокочувствительные (95 дБ и выше) акустические системы способны раскрыть возможности маломощных ламповых усилителей. Бесспорно, чем выше чувствительность ваших АС, тем меньшая мощность требуется от усили­теля для создания одинакового уровня звукового давления и тем меньше, соот­ветственно. будут искажения. Но вот бе­да. не всегда более чувствительная акустическая система оказывается лучшей по звуку. Как же быть? В домашнем ком­плекте одного из авторов описываемый усилитель длительное время работал с акустическими системами на динамиче­ских головках "Peerless" чувствительно­стью 88 дБ, воспроизводя музыку различных жанров, включая хард-рок на повышенной громкости, и проблем с пе­редачей динамических контрастов не было. На выставке "Российский Hi-End 2000" усилитель "Nostalgia" демонстри­ровался в комплекте с акустическими системами чувствительностью 87 дБ в зале площадью никак не менее 50 м2 и к изумлению многих, к нашему в том числе, на большинстве фонограмм он смог обеспечить необходимую громкость, не заходя в "клиппинг". Так что ес­ли предельная громкость не является для вас главным критерием оценки ка­чества звучания, используйте ту акусти­ческую систему, которая у вас есть, и, возможно, вы будете приятно удивлены. На самом деле удивляться не стоит, субъективное восприятие громкости звучания ламповых усилителей сущест­венно отличается от восприятия громкости транзисторных. Наиболее часто на­зываемая субъективная оценка мощно­сти "Nostalgia"- 35-40 Вт. Надеемся. что развеяли ваши сомнения. Существует другая проблема, на наш взгляд, не менее важная. Сочетание вы­сокого (3 Ом) выходного сопротивле­ния усилителя с высокой добротностью акустической системы иногда может привести к нежелательному подъему на низких частотах, попросту говоря, к гу­дению. В подобных случаях обвинение чаще всего падает на усилитель, хотя нам кажется, что акустическая система виновата не меньше. Точнее, это пробле­ма взаимного согласования усилителя и акустической системы. Существует не­сколько способов ее решения. Наиболее простой — введение неглубокой обрат­ной связи. уменьшающей выходное со­противление усилителя до приемлемого уровня. Как же так, скажете вы, ведь мы только что отказались от обратной свя­зи по идейным соображениям. Что ж, в данном случае мы предлагаем пойти на компромисс, учитывая, что в большин­стве случаев достаточно глубины ООС в 2-3 дБ. Но для убежденных противни­ков ООС приведем и более радикальное решение — самостоятельно изготовить акустическую систему с пониженной добротностью специально для эксплуа­тации с усилителями без обратной связи. Если такая перспектива вас не пугает, мы, со своей стороны, готовы опублико­вать один из возможных вариантов кон­струкции подобной системы на страни­цах журнала.

Источник статьи

На главную
Еще 60 схем ламповых усилителей