Однотактный ламповый усилитель на 6П3С, 6Н9С.

Принципиальная электрическая схема усилителя:

ламповый усилитель на 6П3С, 6Н9С

Из возможных вариантов мы предпочли усилитель на выходных лучевых тетродах 6ПЗС в триодном включении. Этот аппарат явился прототипом серийной модели "Avan Elektrik Nostalgia", отличающейся от него некоторыми доработками, вызванными, в частности, технологическими требованиями серийного производства. Основные технические параметры усилителя: выходная мощность 7 Вт при коэффициенте нелинейных искажений 6%, чувствительность 0,4 В, полоса рабочих частот па полной мощности не хуже 12 Гц- 30 кГц без ООС. Выходная лампа 6ПЗС была выбрана нами, во-первых, за ее доступность и низкую (около 20 рублей на питерском радиорынке) цену. Во-вторых, за достаточно высокую линейность в триодном включении и многообещающий спектр гармоник (относительно высокая вторая гармоника и низкая третья). Напомним, что эта лампа, точнее ее прототип 6L6 разрабатывалась специально для использования в звуковых трактах. И в-третьих, за ее теплое (тут самое время вспомнить про спектр гармоник) и - все-таки не обойтись без этого слова - "музыкальное" звучание, даже в сравнении с такими серьезными соперниками, как EL34 и 6550, Два относительных недостатка этой лампы в триодном включении небольшую выходную мощность (3,5 Вт) и достаточно высокое внутреннее сопротивление (около 1,5 кОм) - мы преодолели, включив две лампы параллельно. Следует заметить, что среди российских радиолюбителей распространено необоснованное, на наш взгляд, мнение о недопустимости параллельного включения ламп. Не желая углубляться в дискуссию па эту тему, приведем простой пример. Один из самых дорогих (как-никак 330 тысяч долларов) усилителей всеми уважаемой фирмы "Audio Note", а именно "Gakuon'', имеет на выходе две включенные параллельно лампы, что вовсе не мешает его счастливым обладателям наслаждаться музыкой. Так или иначе, включив параллельно лампы 6П3С, мы получили внутреннее сопротивление 750 Ом и 7 Вт триодной мощности. Ну чем не "трехсотка"?! Рассмотрим подробнее схему. Входной каскад, он же драйвер, выполнен по схеме с динамической нагрузкой (SRРР) на одном из лучших отечественных малосигнальных триодов 6Н9С. Применение SRРР объясняется не какимто нашим особым расположением к таким каскадам, а тем, что мы попробовали разные варианты (один триод с анодной нагрузкой, параллельное включение двух триодов и т.п.) и остановились на SRРР, как на обеспечившей наилучшее, по нашему мнению, качество звучания. Выходной каскад, как упоминалось выше, выполнен на двух лучевых тетродах 6П3С в триодном включении. Для того чтобы свести к минимуму нелинейные искажения, выходные лампы подобраны парами по анодному току и крутизне с точностью 1,5% и при необходимости заменяются тоже парами. Тем, у кого нет возможности подобрать лампы, советуем не расстраиваться и использовав те лампы, которые есть (желательно все же из одной партии), так как разброс параметров ламп приводит к росту в основном второй гармоники, что не должно радикально ухудшить звучание. Выбранные вами режимы работы выходных ламп могут, на первый взгляд, вызвать недоумение. В частности - напряжение на второй сетке, почти на 100 В превышает величину, указанную в справочнике. Наш многолетний опыт работы с лампами это подтверждает, к тому же стоимость 6П3С не столь велика ( в отличие от, скажем, 300В), и замена даже всего комплекта ламп один раз в несколько лет вряд ли заметно скажется на чьем-то бюджете. Нагрузкой выходного каскада служит трансформатор. Выходной трансформатор, конечно же, является важнейшим элементом конструкции. От него зависит, пожалуй, не меньше, чем от выходной лампы, В нашем варианте он выполнен на Ш-образном сердечнике из трансформаторной стали толщиной 0,35 мм (вполне подойдет и ШЛ-сердсчннк из стали ЭЗ10-ЗЗ0), ширина среднего стержня 25 мм, высота набора 40 мм. Первичная обмотка состоит из четырех секций по 510 +1190+1190+510 витков провода ПЭВ или ПЭТВ диаметром 0.28 мм. Между ними расположены три секции вторичной обмотки по 216 витков провода диаметром 0,71 мм. От 150-го витка можно сделать отвод для 4-омной нагрузки. Все секции первичной обмотки соединены последовательно. вторичной - параллельно. Между обмотками проложена конденсаторная бумага (можно использовать и обычную бумагу) толщиной 0,3 мм. После намотки катушка пропитана техническим воском (смесь парафина и церезина). Сердечник собран: Ш-пластины и I-пластины отдельно, между ними с помощью пластины из изолирующего материала выставлен зазор 0,25 мм. Это не единственно возможная конструкция выходного трансформатора, вполне допустимо использование и других конструкций, например, в последние годы получил распространение двухкатушечный вариант па ПЛ-сердечнике, имеющий определенные достоинства (впрочем, как и недостатки). В таком случае рассчитывать трансформатор придется самому. Прежде всего это сопротивление первичной обмотки по переменному току 2,5 3,0 кОм, а также ток постоянного подмагничнвания не менее 120 мА. Единственное предостережение: не используйте сердечники с площадью среднего стержня менее 10 см2 (габаритной мощностью менее 150 Вт), иначе вряд ли вы получите приемлемые характеристики на низких частотах. Блок питания собран на кенотроне 5ЦЗС, что не случайно. Практика показывает, что кенотронное питание способно существенно повысить качество звучания усилителя, какие бы полупроводниковые диоды вы до этого ни использовали. Неслучайно и самых дорогих моделях применяются именно кенотроны. Для силового трансформатора мы использовали магнитопровод Ш25 х 50, первичная обмотка содержит 770 витков провода ПЭВ днамегром 0,63 мм, повышающая обмотка 1310 + 1340 витков провода диаметром 0,315 мм, накальные обмотки - соответственно 19 витков провода 1,25 м.м для питания кенотрона, 24 витка того же провода для питания накала выходных ламп, и 24 витка провода 0,71 мм для питания накала входных ламп. Можно использовать и другой магнитопровод от трансформатора мощностью не менее 150 Вт, произведя расчет самостоятельно. Если изготовление выходных и силового трансформаторов представляется вам непосильной задачей, их можно заказать и в готовом виде, связавшись с нами по телефонам, указанным в рекламном блоке. Все детали установлены на алюминиевом шасси и соединены между собой с помощью навесного монтажа. Старайтесь максимально использовать выводы самих элементов; там, где их не хватает, применяйте провод МГТФ-0,35, особое внимание уделите "земляным" цепям. Основные требования к монтажу: провода должны быть по возможности короткими и ни при каких условиях не допустимы замкнутые контуры, иначе у вас получится не усилитель, а радиоприемник. Собранная без ошибок схема настройки не требует. Желательно только проконтролировать с помощью тестера напряжения и токи в указанных точках. Если измеренные значения отличаются от приведенных на схеме не более, чем на 10%,- вес в порядке. Грубые отличия, скорее всего, указывают на ошибку в монтаже или на неисправность какого-либо элемента. Перед первым включением проверьте монтаж самым тщательным образом. Это избавит вас от острых ощущений. Если при включении ваш усилитель не подал сигналов тревоги (запах гари, искры, громкие щелчки и т. п.), дайте ему прогреться 10 15 минут и приступайте к измерениям. При правильном монтаже "земляных" цепей уровень фона в ваших АС должен быть достаточно низким. С акустической системой чувствительностью 90 дЬ он слышен, только если ухо поднести вплотную к низкочастотному динамику. В противном случае придется поэкспериментировать с расположением деталей и проводов, что иногда может занять даже несколько дней. Но так или иначе это решаемая задача, и, следовательно, вы с нею справитесь. Теперь затронем такой больной вопрос, как типы применяемых элементов. Почему больной? По этому поводу нам приходилось читать и слышать прямо противоположные мнения, начиная с того, что наши отечественные компоненты ничем не хуже (а то и лучше) самых дорогих и престижных зарубежных, и кончая тем, что без "Blak Gate" и "Multicap" нечего даже пытаться получить приличный звук. Подробное рассмотрение этих вопросов выходит за рамки статьи, и мы ограничимся лишь некоторыми частными рекомендациями, основанными на нашем личном опыте. Типы элементов, указанные на схеме, гарантируют вам некоторый начальный уровень качества, причем вполне сравнимый с присущим некоторым недешевым зарубежным моделям. А дальше, исходя из ваших вкусов и возможностей, попытайтесь подняться на более высокий уровень. Только истребуйте от этой схемы слишком многого, и она вас не разочарует. Итак, начнем по порядку. Потенциометр, стоящий на входе, способен радикальным образом повлиять на качество звучания. К сожалению, достойной заменой дорогостоящему "ALPS" может стать разве что ступенчатый аттенюатор, скажем, на основе отечественных герконов с позолоченными контактами. Не меньшее влияние на звук оказывает и замена переходной емкости. Если у вас есть возможность, советуем попробовать "Multicap RTX" или "Jensen". Они звучат весьма поразному, но каждый из них, на наш взгляд, заслужил свою высокую репутацию (и высокую стоимость). При всем нашем патриотизме мы не можем согласиться с теми, кто утверждает, будто наши К40У-9 (КБГ, ФТ, ФГТИ и многие другие) лучше (как вариант - не хуже), чем вышеназванные "Multicap", "Jensen" и т.п. Предполагаем, что заявления такого рода вызваны недостаточно высоким качеством используемых при тестировании звуковых трактов, В блоке питания прекрасно зарекомендовали себя наши МБГО (МВГВ, МБГВ, МБГН, еще лучше КБГ-МН и т. п.), если закрыть глаза на то, что они займут полкомнаты. Несмотря на наше бесконечное уважение к "Вlаск Gаtе" серии "WKZ", язык не повернется рекомендовать их в силу запредельной стоимости. Советуем приберечь их для более продвинутых конструкций, а сюда поставить что-нибудь попроще, например "Rubikon" или "Nichicon". И наконец, если для монтажа вы прибегнете к какому-либо ОFС-проводу известной фирмы (на ваш вкус) и припою "WBT" или "Audio Note", хуже не станет. Несколько слов по поводу акустических систем, которые могут использоваться с этим усилителем. Говорят, что только высокочувствительные (93 дБ и выше) акустические системы способны раскрыть возможности маломощных ламповых усилителей. Бесспорно, чем выше чувствительность ваших АС, тем меньшая мощность требуется от усилителя для создания одинакового уровня звукового давления и тем меньше, соответственно, будут искажения. Но вот беда, не всегда более чувствительная акустическая система оказывается лучшей по звуку. Как же быть? Вдомашнем комплекте одного из авторов описываемый усилитель длительное время работал с аккустическими системами на динамических головках "Peerless" чувствительностью 80 дБ, воспроизводя музыку различных жанров, включая хард-рок на повышенной громкости, и проблем с передачей динамических контрастов не было. На выставке "Российский HIGH-END 2000" усилитель "Nostalgia" демонстрировался в комплекте с акустическими системами чувствительностью 87 дБ в зале площадью никак не менее 50 м2 и к изумлению многих, к нашему в том числе, на большинстве фонограмм он смог обеспечить необходимую громкость, не заходя в "клиппинг". Так что если предельная громкость не является для вас главным критерием оценки качества звучания, используйте ту акустическую систему, которая у вас есть, и, возможно, вы будете приятно удивлены. На самом деле удивляться не стоит, субъективное восприятие громкости звучания ламповых усилителей существен но отличается от восприятия громкости транзисторных. Наиболее часто называемая субъективная оценка мощности. Надеемся, что развеяли ваши сомнения. Существует другая проблема, на наш взгляд, не менее важная. Сочетание высокого (3 Ом) выходного сопротивления усилителя с высокой добротностью акустической системы иногда может принести к нежелательному подъему на низких частотах, попросту говоря, к гудению. В подобных случаях обвинение чаще всего надает на усилитель, хотя нам кажется, что акустическая система виновата не меньше. Точнее, это проблема взаимного согласования усилителя и акустической системы. Существует несколько способов се решения. Наиболее простой - введение неглубокой обратной связи, уменьшающей выходное сопротивление усилителя до приемлемого уровня. Как же так, скажете вы, ведь мы только что отказались от обратной связи по идейным соображениям. Что ж, в данном случае мы предлагаем пойти на компромисс, учитывая, что в большинстве случаев достаточно глубины ООС в 2-3 дБ. Но для убежденных противников ООС приведем и более радикальное решение - самосюятелыю нзготонигь акустическую систему с пониженной добротностью специально для эксплуатации с усилителями без обратной связи. Если такая перспектива вас не пугает, мы, со своей стороны, готовы опубликовать один из возможных вариантов конструкции подобной системы на страницах журнала.

Спецификация

 УСИЛИТЕЛЬ R1-МЛТ 0,5 470 кОм C1-47 мкФ, 450 B R2,R3-МЛТ-0,5 1,5 кОм C3-1000 мкФ, 63 B R4-МЛТ 1 20 кОм C2-0,15 мкФ, 250 B R5-МЛТ-0,5 220 кОм C4-300 пФ(К78) R6,R10-МЛТ-0,5 1,0 кОм R7,R11-МЛТ-1 100 Ом R8,R12-МЛТ-0,5 22 Ом R9-ПЭВ 10 240 Ом R13*-МЛТ-0,5 30-120* кОм V1,V2-6Н9С V3,V4-6П3С С2-(К72 П6, К72 П9) C1,C3 (К50-27, К50-37, К50-42, Rubicon, Nichicon, Jamicon)

БЛОК ПИТАНИЯ V1-5Ц3С L1,L2-2,5 Гн x 0,14 А C1,C2,C3-220 мкФ, 450 B C4-47 мкФ, 100 B R1-МЛТ-1 300 кОм R2-МЛТ-1 43 кОм C1,C2,C3- (К50-27, К50-37, К50-42, Rubicon, Nichicon, Jamicon)

На главную
Еще 60 схем ламповых усилителей